Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Определение синтаксической роли слов в предложении
1.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) В любое про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, без со­мне­ния, вло­же­на душа и серд­це его со­зда­те­ля. (2) В филь­ме или спек­так­ле всё может быть не­на­сто­я­щим, бу­та­фор­ским: стены ком­на­ты, об­ста­нов­ка, вещи, од­на­ко же чув­ства ху­дож­ни­ка, его же­ла­нья, его раз­ду­мья все­гда на­сто­я­щие, под­лин­ные. (3) Они-то как раз и со­став­ля­ют осо­бую силу ис­кус­ства, спо­соб­ную рас­тро­гать и рас­ше­ве­лить са­мо­го сдер­жан­но­го че­ло­ве­ка. (4) Сколь­ко раз вы могли ви­деть, как после окон­ча­ния ки­но­кар­ти­ны вста­ют со своих мест зри­те­ли с ещё не про­сох­ши­ми сле­за­ми на гла­зах! (5) Сколь­ко раз, ве­ро­ят­но, вы и сами за­ли­ва­лись не­удер­жи­мым сме­хом, ни­сколь­ко не сму­ща­ясь тем, что во­круг вас сидят чужие люди.

(6) Мы по­то­му-то и любим ис­кус­ство, что оно за­хва­ты­ва­ет нас, обост­ря­ет наши чув­ства, по­буж­да­ет нас ста­но­вить­ся лучше, за­став­ля­ет стре­мить­ся к свет­лым и бла­го­род­ным целям. (7) По­сти­гая «веч­ное» и «не­пре­взойдённое», мы, кроме того, на­чи­на­ем ве­рить в то, что и в каж­дом из нас за­ло­же­но то пре­крас­ное, к чему зовёт нас ис­кус­ство.

(8) По моему глу­бо­ко­му убеж­де­нию, ис­кус­ство учит и вос­пи­ты­ва­ет не толь­ко зри­те­лей, но и са­мо­го ху­дож­ни­ка, твор­че­ский путь ко­то­ро­го тру­ден и тер­нист и не­ред­ко при­но­сит огор­че­ния и глу­бо­кие разо­ча­ро­ва­ния. (9) Как и во мно­гих дру­гих про­фес­си­ях, ра­бо­та твор­че­ско­го че­ло­ве­ка, без­услов­но, тре­бу­ет от него са­мо­от­вер­жен­но­сти, пол­но­го на­пря­же­ния всех сил. (10) Она за­би­ра­ет всё его время, все силы, но зато (я в этом уве­рен!) даёт ему ощу­ще­ние не­обы­чай­ной пол­но­ты и раз­но­об­ра­зия жизни.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное во 2-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

2.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В5

(1) Ро­гуль­ник пла­ва­ю­щий (во­дя­ной орех)  — ред­кий, ре­лик­то­вый ев­ро­пей­ский вид се­мей­ства ро­гуль­ни­ко­вых, на­хо­дя­щий­ся в Ев­ро­пе под угро­зой ис­чез­но­ве­ния. (2) Он включён в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь.

(3) Ро­гуль­ник  — од­но­лет­нее вод­ное тра­вя­ни­стое рас­те­ние, ино­гда сво­бод­но пла­ва­ю­щее, но обыч­но при­креплённое ко дну. (4) Для во­дя­но­го ореха, как и для дру­гих во­дя­ных рас­те­ний, ха­рак­тер­на раз­но­лист­ность. (5) Пре­жде всего на его стеб­ле по­яв­ля­ют­ся ни­те­вид­ные, рано опа­да­ю­щие ли­стья. (6) Затем на вод­ной по­верх­но­сти ро­гуль­ник раз­ви­ва­ет одну или не­сколь­ко ро­зе­ток ром­би­че­ских, за­зуб­рен­ных ли­стьев, не­сколь­ко на­по­ми­на­ю­щих по форме ли­стья берёзы. (7) Эти ли­стья рас­по­ло­же­ны мо­за­ич­но бла­го­да­ря раз­ной длине че­реш­ков.

(8) В верх­ней части че­реш­ков име­ют­ся так на­зы­ва­е­мые «пла­ва­тель­ные пу­зы­ри»  — взду­тия, за­пол­нен­ные воз­ду­хо­нос­ной тка­нью. (9) В па­зу­хах ли­стьев по­яв­ля­ют­ся оди­ноч­ные цвет­ки с бе­лы­ми или ро­зо­ва­ты­ми про­зрач­ны­ми ле­пест­ка­ми. (10) Верх­ние доли ча­шеч­ки цвет­ка по­сте­пен­но отвер­де­ва­ют и пре­вра­ща­ют­ся в легко от­ла­мы­ва­ю­щи­е­ся шипы. (11) Ко­стян­ко­вид­ные плоды  — «орехи»  — имеют ро­го­вид­ные вы­сту­пы. (12) У во­дя­но­го ореха плоды съе­доб­ны. (13) Они также яв­ля­ют­ся цен­ным ле­кар­ствен­ным сырьём.

(14) Ро­гуль­ник пред­по­чи­та­ет пой­мен­ные озёра, куда в по­ло­во­дье по­сту­па­ет све­жая вода, а также за­во­ди рек глу­би­ной
50—200 см, с или­стым грун­том и обо­гащённой же­ле­зом водой. (15) В Бе­ла­ру­си этот вид встре­ча­ет­ся в озёрах бас­сей­нов рек При­пя­ти, Бе­ре­зи­ны, Дне­пра, Сожа, в Го­ро­док­ском рай­о­не Ви­теб­ской об­ла­сти, Жит­ко­вич­ском рай­о­не Мин­ской об­ла­сти.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 6-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

3.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Всё хо­ро­шо было в этой де­рев­не. (2) Всюду было свежо и чисто, слов­но каж­дое утро ходил кто-то с новой мет­лой и под­ме­тал тро­пин­ки вдоль домов, про­шло­год­нюю траву, ко­то­рая плот­ным вой­ло­ком за­тя­ну­ла всю улицу.

(3)Дома в де­рев­не сто­я­ли в один ряд, ок­на­ми на вос­ход, а между до­ма­ми росли боль­шие ивы. (4) Кора этих ив была на­столь­ко стара и так глу­бо­ки были мор­щи­ны, из­бо­роз­див­шие её, что, на­вер­ное, рыжим му­ра­вьям, жи­ву­щим в кор­нях под ивами, ка­за­лось, что они пол­зут по гор­ным уще­льям. (5) По дру­гую сто­ро­ну улицы ве­се­ло пест­ре­ли, как сит­це­вые ру­баш­ки, по­лен­ни­цы берёзовых дров, сараи да ку­рят­ни­ки, по­хо­жие на огром­ные плетёные кор­зи­ны.

(6) Домов сто­я­ло всего шест­на­дцать. (7) Че­ты­ре были за­ко­ло­че­ны и черны, но один осле­пи­тель­но свер­кал со­ло­мен­ной све­же­стью брёвен. (8) Плот­но и доб­рот­но сби­тый, стоял он на не про­сох­шем ещё кир­пич­ном фун­да­мен­те. (9) И зо­ло­тая чешуя де­ре­вян­ной крыши, и ла­ки­ро­ван­ная чер­но­та не за­на­ве­шен­ных пока окон  — всё го­во­ри­ло о том, что в дом этот скоро при­едут новосёлы. (10) В этом про­хлад­ном и свет­лом доме хо­те­лось и жить по но­во­му. (11) А внизу, под де­рев­ней, под пес­ча­ной, по­сте­пен­но опол­за­ю­щей кру­чей, ши­ро­ко раз­ли­лась ко­рич­не­вая от ве­сен­не­го па­вод­ка река.

(12) Всё было по-ве­сен­не­му пре­крас­ным в этой тихой се­вер­ной де­ре­вень­ке. (13) Каж­дый день све­ти­ло солн­це, но про­сы­ха­ю­щая земля хра­ни­ла ещё в глу­би­нах холод, и от­то­го, на­вер­ное, так чист и про­хла­ден был воз­дух, про­пах­ший реч­ным пес­ком и тя­ну­щей­ся к свету тра­вой.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное во 2-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

4.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Шин­шил­лы  — это гры­зу­ны се­мей­ства шин­шил­ло­вых. (2)Длина тела ва­рьи­ру­ет­ся от 22 до 38 сан­ти­мет­ров. (3) Масса взрос­лой особи со­став­ля­ет от 0,5 до 1 ки­ло­грам­ма. (4) Для гры­зу­нов се­мей­ства шин­шил­ло­вых ха­рак­тер­ны круп­ные уши и узкие удлинённые стоты. (5) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти четырёхпа­лые, од­на­ко паль­цы зад­них ко­неч­но­стей зна­чи­тель­но уко­ро­че­ны. (6) Ске­лет тон­ко­кост­ный, малая бер­цо­вая кость не­боль­шая и не сра­ще­на с боль­шой бер­цо­вой.

(7) Во­ло­ся­ной по­кров гу­стой, мяг­кий. (8) Окрас спин­ной сто­ро­ны тела го­лу­бо­ва­то серый, брюш­ная же по­верх­ность жел­то­ва­то-белая. (9) Хвост по­крыт жёстки­ми во­ло­са­ми. (10) Усы, или виб­риссы, мно­го­чис­лен­ные, длин­ные, бе­ло­го либо чёрного цвета.

(11) Череп с ярко вы­ра­жен­ным ме­жглаз­нич­ным суже­ни­ем. (12) Рез­цо­вые от­вер­стия длин­ные, ниж­няя че­люсть имеет узкие уг­ло­вые от­рост­ки, резко на­прав­лен­ные вверх.

(13) У гры­зу­нов дан­но­го вида в ДНК-на­бо­ре ше­сть­де­сят че­ты­ре хро­мо­со­мы, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют опре­делённую жиз­не­стой­кость по­пу­ля­ции.

(14) Пред­ста­ви­те­ли шин­шил­ло­вых ведут ак­тив­ный ноч­ной образ жизни и, как пра­ви­ло, мо­но­гам­ны.

(15) Из-за цен­но­го меха шин­шил­лы в два­дца­том веке были прак­ти­че­ски уни­что­же­ны. (16) Од­на­ко в на­сто­я­щее время они охра­ня­ют­ся го­су­дар­ством и их чис­лен­ность по­сте­пен­но воз­рас­та­ет.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное во 12-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

5.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Па­по­рот­ни­ки  — это древ­ней­шие рас­те­ния, по­явив­ши­е­ся около 400 мил­ли­о­нов лет назад. (2) Ги­гант­ские па­по­рот­ни­ко­вые рас­те­ния во мно­гом опре­де­ля­ли облик пла­не­ты в конце па­лео­зой­ской  — на­ча­ле ме­зо­зой­ской эры.

(3) Со­вре­мен­ные па­по­рот­ни­ки силь­но раз­ли­ча­ют­ся по раз­ме­рам, жиз­нен­ным цик­лам, осо­бен­но­стям стро­е­ния. (4) Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние па­по­рот­ни­ков по зем­но­му шару обу­слов­ле­но устой­чи­во­стью к пе­ре­увлаж­не­нию, гро­мад­ным ко­ли­че­ством про­из­во­ди­мых спор. (5) Па­по­рот­ни­ки встре­ча­ют­ся в лесах, в рас­се­ли­нах скал, на бо­ло­тах, в реках и озёрах, на сте­нах го­род­ских домов. (6) Но самое их боль­шое раз­но­об­ра­зие  — в ме­стах, где тепло и сыро: в тро­пи­ках и суб­тро­пи­ках.

(7) Упа­по­рот­ни­ков ещё нет на­сто­я­щих ли­стьев. (8) То, что у па­по­рот­ни­ка на­по­ми­на­ет лист,  — это не лист, а целая си­сте­ма вет­вей, рас­по­ло­жен­ных в одной плос­ко­сти.

(9) Зна­че­ние па­по­рот­ни­ков в жизни че­ло­ве­ка не так ве­ли­ко по срав­не­нию с се­мен­ны­ми рас­те­ни­я­ми.

(10) Не­ко­то­рые па­по­рот­ни­ки упо­треб­ля­ют­ся в пищу, на­при­мер стра­ус­ник обык­но­вен­ный. (11) Од­на­ко мно­гие их виды ядо­ви­ты. (12) Наи­бо­лее ток­сич­ны­ми из про­из­рас­та­ю­щих в сред­ней по­ло­се па­по­рот­ни­ков яв­ля­ют­ся пред­ста­ви­те­ли рода ици­тов­ни­ков. (13) Экс­трак­ты из щи­тов­ни­ка ис­поль­зу­ют­ся в ме­ди­ци­не.

(14) С де­вят­на­дца­то­го века па­по­рот­ни­ки ис­поль­зу­ют как ком­нат­ные рас­те­ния. (15) Ор­хи­деи часто вы­ра­щи­ва­ют в почве, со­дер­жа­щей густо пе­ре­плетённые тон­кие корни па­по­рот­ни­ка.

(16) Ство­лы дре­во­вид­ных па­по­рот­ни­ков слу­жат в тро­пи­ках стро­и­тель­ным ма­те­ри­а­лом, а на Га­вай­ях их крах­ма­ли­стую серд­це­ви­ну ис­поль­зу­ют в пищу.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное во 9-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

6.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

( 1) Се­год­ня мы по­го­во­рим с тобою о рус­ском на­род­ном ис­кус­стве, точ­нее, толь­ко об одном его ху­до­же­ствен­ном яв­ле­нии  — ис­кус­стве «зо­ло­той Хох­ло­мы».

(2) Хох­ло­ма  — это уди­ви­тель­ная яр­кость цвета и празд­нич­ность. (3) Ог­нен­но-крас­ный цвет хох­лом­ских из­де­лий, зо­ло­тое си­я­ние за­тей­ли­вых узо­ров вы­зы­ва­ет ощу­ще­ние жар­ко­го пла­ме­ни, огня. (4) И не­да­ром! (5) Со­зи­да­тель­ный огонь пре­вра­тил де­ре­вян­ные по­верх­но­сти по­су­ды в зо­ло­тые. (6) Они бле­стят зо­ло­ти­стым ме­тал­ли­че­ским блес­ком. (7) Всем серд­цем любя род­ную сто­ро­ну и лю­бу­ясь ею, рус­ские люди не толь­ко вос­пе­ва­ли в пес­нях и сказ­ках её не­по­вто­ри­мую кра­со­ту, но и со­зда­ва­ли про­стые пред­ме­ты оби­хо­да. (8) Ма­сте­ра этого на­род­но­го про­мыс­ла укра­ша­ли их яркой на­ряд­ной рос­пи­сью, в ко­то­рой ожили лю­би­мые при­род­ные мо­ти­вы.

(9) Хох­лом­ские ху­дож­ни­ки любят ри­со­вать на по­верх­но­сти своих из­де­лий «ягод­ки»: зем­ля­нич­ку, чер­нич­ку, ма­лин­ку, еже­вич­ку, ря­бин­ку и чёрную и крас­ную смо­ро­дин­ку.

(10) Самый лю­би­мый ор­на­мент ху­дож­ни­ков  — «трав­ка». (11) Как пра­ви­ло, это удлинённые, слег­ка изо­гну­тые тон­кие бы­лин­ки. (12) А если «трав­ки» пре­вра­ти­лись в круп­ные кудри-за­вит­ки, то тогда эти узоры на­зы­ва­ют «ку­дре­ма­ми».

(13) По­же­ла­ни­ем добра, бла­го­по­лу­чия и сча­стья с дав­них пор на Руси счи­та­лись изоб­ра­же­ния цве­ту­щих ку­стов и пло­дов. (14) Пре­крас­ную тра­ди­цию хох­лом­ские ху­дож­ни­ки со­хра­ня­ют и се­год­ня, укра­шая обыч­ные пред­ме­ты на­ряд­ной рос­пи­сью. ( 15) И с этими ве­ща­ми в наш дом при­хо­дят кра­со­та и ра­дость, ко­то­рые щедро дарят нам ма­сте­ра про­мыс­ла.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 15-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

7.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

1)  Я счи­таю, что каж­дый че­ло­век обя­зан за­бо­тить­ся о своём ин­тел­лек­ту­аль­ном раз­ви­тии. (2) Это его обя­зан­ность перед об­ще­ством, в ко­то­ром он живёт, и перед самим собой.

(3) Су­ще­ству­ют раз­лич­ные спо­со­бы ин­тел­лек­ту­аль­но­го раз­ви­тия. ( 4) Ос­нов­ной (но, ра­зу­ме­ет­ся, не един­ствен­ный), на мой взгляд,  — это чте­ние.

(5) Я точно знаю, каким не долж­но быть чте­ние. (6) Чте­ние не долж­но быть слу­чай­ным. (7) По­че­му? (8) По­то­му что это огром­ный рас­ход вре­ме­ни, а время между тем ве­ли­чай­шая цен­ность, ко­то­рую нель­зя тра­тить на пу­стя­ки. (9) Чте­ние, без­услов­но, долж­но быть из­би­ра­тель­ным, про­ду­ман­ным, глу­бо­ким. (10) В чём дол­жен про­яв­лять­ся его из­би­ра­тель­ный ха­рак­тер? (11) По моему мне­нию, в це­ле­на­прав­лен­ном от­бо­ре книг.

(12) В иде­а­ле хо­ро­шо было бы со­ста­вить свое­об­раз­ную про­грам­му чте­ния. ( 13) Ра­зу­ме­ет­ся, не обя­за­тель­но сле­до­вать ей жёстко. ( 14) Да, от­ступ­ле­ния от неё воз­мож­ны там, где по­яв­ля­ют­ся до­пол­ни­тель­ные для чи­та­ю­ще­го ин­те­ре­сы. (15) От­кло­ни­лись от пер­во­на­чаль­но­го плана  — со­ставь­те для себя новую про­грам­му, учи­ты­ва­ю­щую по­явив­ши­е­ся иные ин­те­ре­сы.

(16) Чте­ние не долж­но быть про­стой са­мо­це­лью. ( 17) Для того чтобы быть эф­фек­тив­ным, оно долж­но в первую оче­редь ин­те­ре­со­вать чи­та­ю­ще­го. (18) Так что раз­ви­вай­те в себе ин­те­рес к чте­нию во­об­ще или по опре­делённым от­рас­лям куль­ту­ры. (19) Такой ин­те­рес может быть в зна­чи­тель­ной мере ре­зуль­та­том са­мо­вос­пи­та­ния.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 8-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

8.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

(1) Есть на карте Рос­сии, не­да­ле­ко от Ниж­не­го Нов­го­ро­да, село Хох­ло­ма, из­вест­ное те­перь всему миру сво­и­ми не­по­вто­ри­мы­ми из­де­ли­я­ми.

(2) Хох­лом­ской про­мы­сел на­счи­ты­ва­ет более трёх сто­ле­тий. (3) По одной из ле­генд, принёс на Ни­же­го­род­скую землю ис­кус­ство зо­ло­той рос­пи­си ста­ро­об­ря­дец-ико­но­пи­сец. (4) Се­ли­лись во­круг избы ма­сте­ра люди, пе­ре­ни­ма­ли его ис­кус­ство. (5) Быст­ро раз­ле­те­лась слава об умель­це, дошла и до цар­ско­го двор­ца. ( 6) По­слал царь стрель­цов за ма­сте­ром, да воля тому была до­ро­же жизни. (7) Пе­ре­дал он свои сек­ре­ты людям, поджёг избу и исчез. (8) Сго­рел ли ико­но­пи­сец вме­сте с домом или ушёл даль­ше за волей, не­из­вест­но. (9) Но оста­лись его крас­ки  — цвет жар­ко­го ко­ст­ра и чернь пе­пе­ли­ща, оста­лось ма­стер­ство го­ря­че­го серд­ца, зо­ло­тых рук да сво­бод­ной души. (1О) А ог­нен­ная жар-птица стала сим­во­лом хох­лом­ской рос­пи­си.

( 11) Ко­неч­но, это ле­ген­да, но дей­стви­тель­но ухо­ди­ли в леса ста­ро­об­ряд­цы, знав­шие сек­ре­ты зо­ло­че­ния икон без зо­ло­та. (12) Де­ре­вян­ные иконы по­кры­ва­ли тон­ким слоем растёртого в по­ро­шок се­реб­ра, про­пи­ты­ва­ли оли­фой и ста­ви­ли в рус­скую печь. (13) После за­кал­ки огнём икона об­ре­та­ла новый зо­ло­ти­стый цвет. (14) А позже эти приёмы стали ис­поль­зо­вать для из­го­тов­ле­ния рас­пис­ной де­ре­вян­ной по­су­ды.

(15) Се­год­ня для на­род­но­го хох­лом­ско­го про­мыс­ла нет гра­ниц! (16) Хох­лом­ская рос­пись вышла из тра­ди­ци­он­ных рамок  —трёхцвет­ные узоры можно уви­деть на бусах, серёжках, ёлоч­ных иг­руш­ках, ри­со­валь­ных на­бо­рах, даже на ва­лен­ках и ва­реж­ках.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 4-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

9.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В4

(1) Был хо­ро­ший май­ский день. (2) Своё сво­бод­ное время я про­во­дил, бродя по бу­лыж­ным мо­сто­вым, по ко­то­рым так редко про­ез­жа­ли ав­то­мо­би­ли, что между кам­ней росла не­при­хот­ли­вая, вы­нос­ли­вая трав­ка.

(3) Ста­рый рус­ский го­ро­док, кир­пич­но-бурый, ма­ло­этаж­ный, с гор­ба­ты­ми улоч­ка­ми, смот­рел на меня ге­ра­ни­е­вы­ми сво­и­ми окош­ка­ми. (4) За кра­ше­ны­ми-пе­ре­кра­ше­ны­ми за­бо­ра­ми юти­лись тес­ные дво­ри­ки, за­рос­шие тра­вой с ярко-жёлтыми оду­ван­чи­ка­ми и ку­ста­ми цве­ту­щей си­ре­ни. (5) Кир­пич­ные ре­льеф­чи­ки на фа­са­дах обречённых на снос дрях­лых домов, кир­пич­ные укра­ше­ния над ок­на­ми, по­хо­жие на удивлённо под­ня­тые брови,  — всё это резко кон­тра­сти­ро­ва­ло с белёными фа­са­да­ми новых домов, под­няв­ших­ся на окра­и­нах го­ро­да.

(6) Ста­ри­ки си­де­ли на ска­ме­еч­ках перед этими до­ма­ми, под цве­ту­щи­ми на под­окон­ни­ках ро­зо­вы­ми и алыми баль­за­ми­на­ми. (7) Мне, сто­лич­но­му жи­те­лю, волею слу­чая по­пав­ше­му в этот тихий уго­лок ис­кон­но рус­ской жизни, было очень хо­ро­шо, душу мою пе­ре­пол­ня­ли такие доб­рые чув­ства к ста­рым людям, ко­то­рые вни­ма­тель­но смот­ре­ли на меня, когда я про­хо­дил мимо, что я, как со ста­ры­ми зна­ко­мы­ми, как срод­ны­ми, здо­ро­вал­ся с ними. (8) Слыша в ответ удивлённое и тихое «зд­расте», я сму­щал­ся, будто люди ода­ри­ва­ли меня, слу­чай­но­го про­хо­же­го, не­за­слу­жен­ным бла­го­сло­ве­ни­ем.

(9) Бродя по улоч­кам, ко­то­рые вели то вверх, то вниз, я вышел к кра­е­вед­че­ско­му музею. (10) Пло­щад­ка перед этим му­зе­ем, за­тя­ну­тая соч­ной тра­вой, в ко­то­рой ярко све­ти­лись пу­ши­стые цветы оду­ван­чи­ков, была по­хо­жа на ста­рый цер­ков­ный дво­рик с про­топ­тан­ны­ми тро­па­ми, с по­ко­сив­шей­ся чу­гун­ной решёткой на серых стол­бах из пес­ча­ни­ка.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное во 7-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

10.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

(1) Нрав­ствен­ный кли­мат в го­су­дар­стве опре­де­ля­ет­ся сте­пе­нью куль­ту­ры об­ще­ства. (2) А куль­ту­ра - это пре­жде всего ре­зуль­тат зна­ний, упо­ря­до­чен­ных и со­че­та­ю­щих­ся с осо­зна­ни­ем их не­до­ста­точ­но­сти.

(3) В самом деле, чем боль­ше че­ло­век знает, тем яснее он по­ни­ма­ет не­до­ста­ток своих зна­ний. ( 4) От­сю­да осо­бая осто­рож­ность и так­тич­ность под­лин­но зна­ю­щих людей и  — рядом с ними  — чрез­вы­чай­ная са­мо­уве­рен­ность по­лу­зна­ек.

(5) По­лу­знай­ка ду­ма­ет, что знает всё, и пре­жде всего ре­цеп­ты бла­го­по­лу­чия че­ло­ве­че­ства. (6) И он все­гда на­хо­дит быст­рый выход из вре­мен­ных за­труд­не­ний. (7) По­лу­знай­ке ка­жет­ся, что учёный или про­сто куль­тур­ный че­ло­век  — пло­хой про­вод­ник его са­мо­уве­рен­ных идей и, более того, ещё и живой укор его не­ве­же­ству. (8) Не­куль­тур­ность видна во всём об­ли­ке по­лу­знай­ки, в его по­ве­де­нии . (9) Он агрес­си­вен в своём ми­ро­воз­зре­нии, в от­но­ше­нии к при­ро­де, к ис­то­рии, к клас­си­че­ским и не­дав­но по­явив­шим­ся те­че­ни­ям в ис­кус­стве. (10) Одним сло­вом, по­лу­знай­ка ведёт себя так, как будто бы он на­хо­дит­ся в по­лу­зна­ко­мом ему лесу в су­мер­ках: ство­лы де­ре­вьев он при­ни­ма­ет за раз­бой­ни­ков, стре­мя­щих­ся на него на­пасть, он не видит до­ро­ги и с ра­до­стью бро­са­ет­ся на всё, что по­ка­жет­ся ему до­ро­гой или тро­пин­кой.

(11) Таким об­ра­зом, по­лу­знай­ство вос­пи­ты­ва­ет очень опас­ные черты ха­рак­те­ра, по­ве­де­ния, от­но­ше­ния к окру­жа­ю­ще­му миру. (12) По­лу­знай­ство  — это опас­ней­шая со­ци­аль­ная бо­лезнь.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 10-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

11.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27—А30 и В1—В4

(1) Од­на­ж­ды в нашей таёжной де­ре­вуш­ке силь­ная гроза по­ва­ли­ла ого­род­ные за­бо­ры и под­гнив­шие те­ле­фон­ные стол­бы, по­сры­ва­ла кое-где крыши, по­вы­во­ра­чи­ва­ла давно со­ста­рив­ши­е­ся берёзы и то­по­ля.

(2) Про­бе­гая утром мимо школы, я услы­шал тре­вож­ный писк и уви­дел на краю кар­ни­за ла­сто­чек, су­е­тя­щих­ся у разорённого вче­раш­ней гро­зой гнез­да. (3) Вет­ром ото­рва­ло от него боль­ше по­ло­ви­ны, из остав­шей­ся трес­нув­шей части гнез­да вы­гля­ды­ва­ли три ещё жел­то­ро­тых птен­ца; их ро­ди­те­ли цеп­ля­лись за стен­ки сарая рядом и, ще­бе­ча, будто плача над не­утеш­ным горем, про­си­ли по­мо­щи. (4) Ка­за­лось, что остат­ки гнез­да вот-вот от­ва­лят­ся. (5) А дру­гие ла­сточ­ки по­очерёдно под­ле­та­ли к по­стра­дав­ше­му гнез­ду, за­ви­са­ли на тре­пе­щу­щих кры­льях, слов­но об­ду­мы­вая, что пред­при­нять, и от­ле­та­ли.

(6) Воз­вра­ща­ясь около по­лу­дня, я за­ме­тил, что ла­сточ­ки ре­мон­ти­ру­ют гнез­до «всем миром». (7) Тре­щи­на уже была ак­ку­рат­но за­де­ла­на  — её можно было за­ме­тить лишь по тёмной по­ло­се сырой ещё глины, но ла­сточ­ки с ко­моч­ка­ми стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла в клю­вах всё под­ле­та­ли одна за дру­гой.

(8) Вско­ре гнез­до было пол­но­стью вос­ста­нов­ле­но, и ла­сточ­ки уле­те­ли к реке. (9) Они но­си­лись над вод­ной гла­дью, то ка­са­ясь её брюш­ком или кры­лом, то взмы­вая под не­бе­са.

(10)А я стоял и думал: как друж­ны эти милые птицы!

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 10-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

12.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Бобр - жи­вот­ное из от­ря­да гры­зу­нов с цен­ным мехом. (2) Мех вы­со­кий, гу­стой, мяг­кий, от свет­ло- до тёмно-ко­рич­не­во­го силь­но раз­ви­та под­пуш­ка.

(3) Бобр имеет внеш­нее сход­ство с во­дя­ной кры­сой. ( 4) Тело у него об­те­ка­е­мой формы не­боль­шая го­ло­ва с плот­но при­жа­ты­ми ма­лень­ки­ми ушами, ко­рот­кая шея и мас­сив­ное, по­сте­пен­но рас­ши­ря­ю­ще­е­ся к се­ре­ди­не ту­ло­ви­ще. (5) Окан­чи­ва­ет­ся ту­ло­ви­ще силь­ным вес­ло­об­раз­ным хво­стом, плос­ким и по­кры­тым оро­го­вев­ши­ми че­шуй­ка­ми. (6) Хвост слу­жит рулём при пла­ва­нии и ны­ря­нии, а в мо­мент опас­но­сти бобр подаёт сиг­на­лы чле­нам своей семьи, гром­ко шлёпая хво­стом по воде.

(7) По­верх губ тор­чат боль­шие силь­ные резцы - од­но­вре­мен­но пила и мо­ты­га вод­но­го гры­зу­на. (8) С по­мо­щью этих рез­цов он легко под­та­чи­ва­ет за две - три ми­ну­ты мо­ло­дую осину тол­щи­ной в че­ло­ве­че­скую руку. (9) А бла­го­да­ря за­мы­ка­ю­щим­ся мя­си­стым нозд­рям бобр, плот­но сжав их, может на­хо­дить­ся под водой чет­верть часа.

(10) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти бобра раз­лич­ны. (11) Пе­ред­ние ноги ма­лень­кие, но силь­ные. (12) Они на­по­ми­на­ют руки, так как бобр обыч­но ими поль­зу­ет­ся при еде. (13) Зад­ние ноги длин­нее и снаб­же­ны пла­ва­тель­ны­ми пе­ре­пон­ка­ми. (14) Когти боль­шие, на вто­ром паль­це зад­ней ко­неч­но­сти ко­готь раз­дво­ен (для расчёсы­ва­ния меха).

( 15) Бобр ак­ти­вен ночью и в су­мер­ках, днём его ак­тив­ность сни­жа­ет­ся. ( 16) Живёт бобр возле чи­стой воды, на ле­си­стом бе­ре­гу.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 10 - м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

13.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Два дня и три ночи бе­си­лась не­по­го­да, на тре­тий день улег­лась.(2) Ветер стих, не­ожи­дан­но усту­пив ти­ши­не и мо­ро­зу. (3) Ма­ли­но­вый сол­неч­ный шар кос­нул­ся края не­бес­ной ла­зу­ри. (4) Он всплы­вал из-за леса, умень­ша­ясь и пла­вясь в сли­ток зо­ло­та. (5) И вдруг этот сле­пя­щий сли­ток быст­ро от­де­лил­ся от го­ри­зон­та.

(6) Вся лес­ная сти­хия при­ня­ла не­ви­дан­но ска­зоч­ный образ. (7) Без­бреж­ная, не­по­роч­но чи­стая го­лу­бая ла­зурь была тем гуще, чем даль­ше от солн­ца. (8) На дру­гом не­бес­ном краю ещё уми­рал сизый су­мрак ночи. (9) Месяц, ясно и чётко от­те­ня­е­мый этим свет­лым су­мра­ком, блед­нел над ле­са­ми, когда снега за­ис­кри­лись во­круг. ( 10) Ели, отя­гощённые бе­лы­ми снеж­ны­ми клу­ба­ми, из­ме­ни­ли свои очер­та­ния, но без­молв­ство­ва­ли. ( 11) Кроны ста­рых сосен гордо оста­лись сами собою.

(12) Пар ещё не остыв­ших влаж­ных низин под­нял­ся на уро­вень дре­вес­ных вер­шин и замёрз, рас­сы­пал­ся на сво­бод­ных от снега вет­ках берёз. (13) Несчётные рос­сы­пи мель­чай­ших би­се­ри­нок за­свер­ка­ли на солн­це. (14) С по­след­ним ко­лы­ха­ни­ем ис­че­за­ю­ще­го осен­не­го тепла всё замёрзло. ( 15) Мороз начал не­спеш­но гра­нить, ко­вать, се­реб­рить всё, что имело хоть самую малую долю влаги.

(16) Лес­ная речка, ещё вчера бе­жав­шая нав­стре­чу ме­те­ли, на­ча­ла сдав­ли­вать­ся се­реб­ря­ны­ми зуб­ца­ми. (17) Про­зрач­ный лёд смело на­пол­зал на се­ре­ди­ну струи, сужая во­дя­ной ток проч­ным пан­ци­рем.

(18) И всё во­круг бес­шум­но сияло, свер­ка­ло, ис­кри­лось от мо­роз­но­го света.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 12 - м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

14.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Все знают, что город рас­тет в ши­ри­ну. (2) А вот о вер­ти­каль­ных го­ро­дах се­год­ня го­во­рят как о яв­ле­нии пусть не со­всем далёкого, но бу­ду­ще­го. (3) Вы­со­та домов в таком го­ро­де может даже пре­вы­шать две ты­ся­чи мет­ров. (4) И про­ект по­доб­но­го су­пер­со­ору­же­ния не­дав­но со­здан япон­ски­ми учёными.

(5) Ги­гант­ский не­бо­скрёб поделён на че­тыр­на­дцать сек­ций. (6) Каж­дая из таких сек­ций  — уни­вер­саль­ный мик­ро­рай­он, центр ко­то­ро­го пред­став­ля­ет собой от­кры­тое воз­ду­ху и свету про­стран­ство, за­са­жен­ное де­ре­вья­ми, цве­та­ми, де­ко­ра­тив­ны­ми ку­стар­ни­ка­ми. (7) Ис­кус­ствен­но со­здан­ный ланд­шафт пред­по­ла­га­ет на­ли­чие ру­чей­ков, кас­ка­дов и раз­но­об­раз­ных водоёмов, не­смот­ря на то что с по­мо­щью мощ­ных гид­рав­ли­че­ских си­стем воду придётся по­да­вать на го­ло­во­кру­жи­тель­ную вы­со­ту.

(8) Ко­ни­че­ская форма зда­ния по­мо­жет за­щи­тить­ся от гроз­ных сил при­ро­ды: зем­ле­тря­се­ний, цу­на­ми, смер­чей, тай­фу­нов, про­лив­ных до­ждей. (9) А в слу­чае силь­ной жары, хо­ло­да, по­ни­же­ния уров­ня кис­ло­ро­да в ат­мо­сфе­ре этажи этого чудо-зда­ния мгно­вен­но са­мо­за­кры­ва­ют­ся, не­до­ста­ток же того или иного кли­ма­ти­че­ско­го па­ра­мет­ра вос­пол­ня­ет­ся ис­кус­ствен­но.

(10) Пла­ни­ров­ка квар­тир в блок-сек­ци­ях будет сво­бод­ной, с пе­ре­нос­ны­ми са­мо­ото­дви­га­ю­щи­ми­ся пе­ре­го­род­ка­ми. (11) Она, кроме са­ни­тар­ной зоны, создаётся са­ми­ми жиль­ца­ми с по­мо­щью ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий. ( 12) По­ми­мо жилых бло­ков, на эта­жах ги­пер­не­бо­скрёбов будут раз­ме­щать­ся про­из­вод­ствен­ные и ад­ми­ни­стра­тив­но-куль­тур­ные со­ору­же­ния.

(13) Со­вре­мен­ные зод­чие меч­та­ют о новой Ва­ви­лон­ской башне! (14) И во­пло­ще­ние этой мечты  — дело не та­ко­го уж далёкого бу­ду­ще­го!

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 4 - м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

15.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Му­зы­ка (от гре­че­ско­го «musike»  — ис­кус­ство муз)  — вид ис­кус­ства, в ко­то­ром ху­до­же­ствен­ные об­ра­зы фор­ми­ру­ют­ся с по­мо­щью зву­ков и ко­то­рый ха­рак­те­ри­зу­ет­ся особо ак­тив­ным и не­по­сред­ствен­ным воз­дей­стви­ем на внут­рен­ний мир че­ло­ве­ка.

(2) Звук как ос­но­ва му­зы­каль­ной об­раз­но­сти и вы­ра­зи­тель­но­сти лишён смыс­ло­вой кон­крет­но­сти слова, не вос­про­из­во­дит фик­си­ро­ван­ных, ви­ди­мых кар­тин мира зву­ча­щим ис­кус­ством му­зы­ку де­ла­ет ин­то­на­ция. (3) К сред­ствам вы­ра­зи­тель­но­сти в му­зы­ке от­но­сят­ся также сле­ду­ю­щие ком­по­нен­ты му­зы­каль­ной формы: ме­ло­дия, фак­ту­ра, по­ли­фо­ния, гар­мо­ния, ритм, ком­по­зи­ция и дру­гие.

(4) Му­зы­ка об­ла­да­ет ярко вы­ра­жен­ны­ми на­ци­о­наль­ны­ми чер­та­ми, про­яв­ля­ю­щи­ми­ся в её ин­то­на­ци­он­ном, ме­ло­ди­че­ском, рит­ми­че­ском строе. (5) Осо­бен­но ха­рак­тер­но это для на­род­но­го му­зы­каль­но­го твор­че­ства, пред­став­лен­но­го в куль­ту­ре каж­дой нации.

(6) В за­ви­си­мо­сти от средств, с по­мо­щью ко­то­рых вос­про­из­во­дит­ся му­зы­ка, раз­ли­ча­ют во­каль­ную, ин­стру­мен­таль­ную, во­каль­но-ин­стру­мен­таль­ную му­зы­ку. (7) Раз­ли­ча­ют также виды му­зы­ки (сим­фо­ни­че­ская, опер­ная, ка­мер­ная и др.) и жанры (песня, танец, со­на­та, сюита, этюд, сим­фо­ния, опера).

(8) Спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти му­зы­ки, её спо­соб­ность вы­ра­жать тон­чай­шие от­тен­ки чувств и пси­хи­че­ских со­сто­я­ний, а также воз­дей­ство­вать на глу­бин­ный мир че­ло­ве­ка де­ла­ют по­нят­ной ту роль, ко­то­рая от­во­ди­лась ей как сред­ству вос­пи­та­ния на про­тя­же­нии всей ис­то­рии раз­ви­тия че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства. (9) Зна­чи­тель­ное воз­дей­ствие на че­ло­ве­ка ока­зы­ва­ет клас­си­че­ская му­зы­ка, об­ла­да­ю­щая свой­ством по-сво­е­му

со­вер­шен­ство­вать и воз­вы­шать душу.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 1 - м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

16.  
i

Ука­жи­те, в каких пред­ло­же­ни­ях грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва подчёрк­ну­та пра­виль­но:

1) В при­го­сти­нич­ный садик мы зашли по­смот­реть на розы.
2) Пой, гар­мо­ни­ка, вьюге назло, за­плу­тав­шее сча­стье зови.
3) А за рекой туман гуще.
4) Смор­щен­ное лицо кол­ду­ньи не­воз­мож­но за­быть.
5) Ос­нов­ным ис­точ­ни­ком, пи­тав­шим твор­че­ский гений Пуш­ки­на, была жизнь.
17.  
i

Ука­жи­те, в каких пред­ло­же­ни­ях грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва подчёрк­ну­та пра­виль­но:

1) Про­шлое не нужно во­ро­шить..
2) Един­ствен­ным пред­ме­том в толь­ко что от­ре­мон­ти­ро­ван­ном ка­би­не­те гео­ло­га был ба­ро­метр.
3) Ран­ним утром Мат­вей пошел осмат­ри­вать вы­ки­ну­тые с ве­че­ра на берег сна­сти.
4) Лес­ная тро­пин­ка го­раз­до длин­нее.
5) Фёдор Ва­си­лье­вич, вы­пи­ши­те, по­жа­луй­ста, граж­да­ни­на Без­дом­но­го в город.
18.  
i

Вер­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) В пред­ло­же­нии Маль­чиш­ки, за­брав­ши­е­ся на берёзу, не тро­гай­те пти­чье гнез­до вы­де­лен­ное слово вы­пол­ня­ет функ­цию под­ле­жа­ще­го.
2) В пред­ло­же­нии Нос у ста­ри­ка не­мно­го за­гнут про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое.
3) В пред­ло­же­нии Его вер­ный слуга пришёл пре­ду­пре­дить хо­зя­и­на об опас­но­сти ин­фи­ни­тив вы­пол­ня­ет функ­цию об­сто­я­тель­ства.
4) Пред­ло­же­ние По-моему, она вряд ли за­хо­чет пла­вать яв­ля­ет­ся не­рас­про­странённым.
5) Пред­ло­же­ние Всё небо за­во­лок­ло об­ла­ка­ми яв­ля­ет­ся дву­со­став­ным.
19.  
i

Вер­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) В пред­ло­же­нии Звёзды, мер­ца­ю­щие в осен­нем ноч­ном небе, ука­жи­те оди­но­ко­му пут­ни­ку до­ро­гу вы­де­лен­ное слово вы­пол­ня­ет функ­цию под­ле­жа­ще­го.
2) В пред­ло­же­нии Дверь его ком­на­ты от­кры­та на­стежь со­став­ное имен­ное ска­зу­е­мое.
3) В пред­ло­же­нии Джеймс Кук пред­ло­жил на­звать про­лив между Чу­кот­кой и Аляс­кой в честь мо­ре­пла­ва­те­ля Бе­рин­га ин­фи­ни­тив вы­пол­ня­ет функ­цию до­пол­не­ния.
4) Пред­ло­же­ние По-моему, он вряд ли за­хо­чет остать­ся яв­ля­ет­ся рас­про­странённым.
5) Пред­ло­же­ние Па­рус­ное судно пе­ре­вер­ну­ло вол­ной яв­ля­ет­ся дву­со­став­ным.
20.  
i

Вер­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) В пред­ло­же­нии Он готов в се­ре­ди­не де­каб­ря вер­нуть­ся в род­ной город со­став­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое.
2) В пред­ло­же­нии Са­ни­тар Нефёдов помог жен­щи­не дойти до па­ла­ты вы­де­лен­ное слово вы­пол­ня­ет функ­цию под­ле­жа­ще­го.
3) Обе гла­голь­ные формы едут, за­хо­те­ли могут упо­треб­лять­ся в ка­че­стве ска­зу­е­мо­го не­опре­делённо-лич­но­го пред­ло­же­ния.
4) Пред­ло­же­ние Где от­ды­ха­ешь, при­я­тель? яв­ля­ет­ся од­но­со­став­ным, рас­про­странённым.
5) Пред­ло­же­ние Пу­стын­ная река стала живым, не умол­ка­ю­щим весь год путём ослож­не­но обособ­лен­ным опре­де­ле­ни­ем.
21.  
i

Опре­де­ли­те, какое из трёх пред­ло­же­ний яв­ля­ет­ся без­лич­ным. Най­ди­те в нём ска­зу­е­мое и за­пи­ши­те его (ска­зу­е­мое).

Кра­си­вее ста­но­вит­ся с каж­дым годом род­ной город.

Буду очень сме­шон в ста­рой шляпе с по­ля­ми.

Мне не­вы­но­си­мо боль­но от ваших слов!

22.  
i

Опре­де­ли­те, какое из трёх пред­ло­же­ний яв­ля­ет­ся без­лич­ным. Най­ди­те в нём ска­зу­е­мое и за­пи­ши­те его (ска­зу­е­мое).

 

В ауле гром­ким лаем нас встре­ти­ло мно­же­ство собак.

От го­ря­че­го чая теп­ле­ет в груди.

Мне при­сла­ли пись­мо из банка два дня тому назад.

23.  
i

Опре­де­ли­те син­так­си­че­скую функ­цию ин­фи­ни­ти­ва и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  При­е­ха­ли мы сюда от­ды­хать.

Б)  Со ста­ры­ми зна­ко­мы­ми он пе­ре­стал ви­деть­ся.

В)  Усту­пить ей даже в такой ме­ло­чи ка­за­лось ему не­до­стой­ной ка­пи­ту­ля­ци­ей.

Г)  Об­сто­я­тель­ства вы­ну­ди­ли меня сроч­но уехать из го­ро­да.

1)  под­ле­жа­щее

2)  ска­зу­е­мое или часть ска­зу­е­мо­го

3)  опре­де­ле­ние

4)  до­пол­не­ние

5)  об­сто­я­тель­ство

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

24.  
i

Опре­де­ли­те син­так­си­че­скую функ­цию ин­фи­ни­ти­ва и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Даша за­ста­ви­ла Ивана Ильи­ча вы­пить не­сколь­ко чашек кофе.

Б)  Стар­цев от­пра­вил­ся в город ку­пить себе кое-что.

В)  Жа­ло­вать­ся ей на жизнь он не хотел.

Г)  Про­рвать­ся к бе­ре­гу Дне­пра до рас­све­та было един­ствен­ным ра­зум­ным ре­ше­ни­ем.

1)  ска­зу­е­мое или часть ска­зу­е­мо­го

2)  под­ле­жа­щее

3)  об­сто­я­тель­ство

4)  до­пол­не­ние

5)  опре­де­ле­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.

25.  
i

Опре­де­ли­те син­так­си­че­скую функ­цию ин­фи­ни­ти­ва и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Спо­рить с ним я ни­ко­гда не мог.

Б)  На­блю­дать жи­вот­ных в их есте­ствен­ных усло­ви­ях стало для него по­треб­но­стью.

В)  Отец при­ка­зал Пет­ру­ше оста­вать­ся дома.

Г)  Звон­кий месяц вый­дет скоро по­гу­лять по кры­шам хат.

1)  ска­зу­е­мое или часть ска­зу­е­мо­го

2)  под­ле­жа­щее

3)  об­сто­я­тель­ство

4)  до­пол­не­ние

5)  опре­де­ле­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.

26.  
i

Опре­де­ли­те син­так­си­че­скую функ­цию ин­фи­ни­ти­ва и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Пус­ка­юсь ныне в новый путь от жизни про­шлой от­дох­нуть.

Б)  Ма­туш­ка при­зы­ва­ла меня бе­речь своё здо­ро­вье.

В)  По­сту­пить в те­ат­раль­ный ин­сти­тут было её меч­той.

Г)  Узнать свою Аку­ли­ну в этой смеш­ной и бле­стя­щей ба­рыш­не он не смог.

1)  ска­зу­е­мое или часть ска­зу­е­мо­го

2)  под­ле­жа­щее

3)  об­сто­я­тель­ство

4)  до­пол­не­ние

5)  опре­де­ле­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.

27.  
i

Опре­де­ли­те син­так­си­че­скую функ­цию ин­фи­ни­ти­ва и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   Ясным ве­сен­ним утром он вы­ехал в степь по­охо­тить­ся.

Б.   Ис­пы­ты­вать её тер­пе­ние он боль­ше не хотел .

В.   В этом го­ро­де знать три языка счи­та­ет­ся не­нуж­ной рос­ко­шью.

Г.   Отец учил меня по­ни­мать язык при­ро­ды .

1)  ска­зу­е­мое или часть ска­зу­е­мо­го

2)  под­ле­жа­щее

3)  об­сто­я­тель­ство

4)  до­пол­не­ние

5)  опре­де­ле­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.

28.  
i

Опре­де­ли­те син­так­си­че­скую функ­цию ин­фи­ни­ти­ва и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   Го­во­рить об­раз­но стало для неё при­выч­кой.

Б.   Чины лю­дь­ми да­ют­ся, а люди могут об­ма­нуть­ся.

В.   Генка вы­бе­жал во двор ис­кать про­пав­ше­го котёнка .

Г.   Врачи за­пре­ти­ли Ста­ни­сла­ву дви­гать­ся.

1)  ска­зу­е­мое или часть ска­зу­е­мо­го

2)  под­ле­жа­щее

3)  об­сто­я­тель­ство

4)  до­пол­не­ние

5)  опре­де­ле­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.

29.  
i

Опре­де­ли­те типы ска­зу­е­мых в пред­ло­же­ни­ях и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  Ба­у­лин пошёл на озеро вы­ку­пать­ся.

Б.  Ка­ко­ва была при­чи­на по­яв­ле­ния Во­лан­да в Москве?

В.  Го­во­рить с вами серьёзно я не на­ме­рен.

Г.  Позд­ней осе­нью крас­ной ря­би­ной разу­кра­шен тор­же­ствен­но сад.

1.  про­стое гла­голь­ное

2.  со­став­ное гла­голь­ное

3.  со­став­ное имен­ное

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

30.  
i

Опре­де­ли­те типы ска­зу­е­мых в пред­ло­же­ни­ях и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  Мария Ива­нов­на пошла одна про­стить­ся с мо­ги­ла­ми своих ро­ди­те­лей, по­хо­ро­нен­ных за цер­ко­вью.

Б.  Ягода клюк­ва рас­сы­па­на на мо­хо­вых по­душ­ках.

В.  Тор­же­ство­вать над уни­что­жен­ным вра­гом он не на­ме­рен.

Г.  Ка­ко­вы были раз­ме­ры все­лен­ной в мо­мент её рож­де­ния?

1.  про­стое гла­голь­ное

2.  со­став­ное гла­голь­ное

3.  со­став­ное имен­ное

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

31.  
i

Опре­де­ли­те типы ска­зу­е­мых в пред­ло­же­ни­ях и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  Ка­ко­ва была при­чи­на ва­ше­го рас­ста­ва­ния?

Б.  Здеш­няя при­ро­да не тро­ну­та никем.

В.  Стре­мить­ся к вы­со­кой цели дол­жен каж­дый че­ло­век.

Г.  В пят­ни­цу ве­че­ром хо­ди­ли на стан­цию встре­чать отца после ра­бо­чей не­де­ли.

1.  про­стое гла­голь­ное

2.  со­став­ное гла­голь­ное

3.  со­став­ное имен­ное

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

32.  
i

Опре­де­ли­те, ка­ки­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния яв­ля­ют­ся вы­де­лен­ные слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A)  Уче­ник украд­кой на­блю­дал за ста­рень­кой учи­тель­ни­цей, ко­то­рая сто­я­ла у пи­а­ни­но в глу­бо­кой за­дум­чи­во­сти.

Б)  Бла­го­да­ря еже­днев­ным тре­ни­ров­кам он стал го­раз­до вы­нос­ли­вее.

B)  Чае­пи­тие можно устро­ить в кругу семьи.

Г)  Вилка стала ис­поль­зо­вать­ся в Ан­глии в ка­че­стве сто­ло­во­го при­бо­ра в сем­на­дца­том веке.

1)  под­ле­жа­щее

2)  ска­зу­е­мое (или часть ска­зу­е­мо­го)

3)  до­пол­не­ние

4)  опре­де­ле­ние

5)  об­сто­я­тель­ство (или часть об­сто­я­тель­ства)

33.  
i

Опре­де­ли­те, ка­ки­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния яв­ля­ют­ся вы­де­лен­ные слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A)  Туман за рекой ста­но­вил­ся всё гуще

Б)  Масло ко­ко­са можно ис­поль­зо­вать для смаз­ки ги­тар­ных струн

B)  Же­лез­но­до­рож­ный вок­зал на­ше­го го­ро­да по­стро­ен в де­вят­на­дца­том веке

Г)  В за­бро­шен­ном угол­ке боль­шо­го сада было мно­же­ство вы­шед­ших из упо­треб­ле­ния вещей, ко­то­рые бу­ди­ли во­об­ра­же­ние и да­ва­ли пищу дет­ским фан­та­зи­ям

1)  под­ле­жа­щее

2)  ска­зу­е­мое (или часть ска­зу­е­мо­го)

3)  до­пол­не­ние

4)  опре­де­ле­ние

5)  об­сто­я­тель­ство (или часть об­сто­я­тель­ства)

34.  
i

Опре­де­ли­те типы ска­зу­е­мых в дан­ных пред­ло­же­ни­ях и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Вы бу­де­те в этом доме жить?

Б)  Кто раз­ре­шил тебе уйти?

В)  Ты долж­на пре­дан­но всей душой лю­бить своих уче­ни­ков

Г)  Уже все хо­зяй­ствен­ные хло­по­ты за­кон­че­ны.

1)  про­стое гла­голь­ное

2)  со­став­ное гла­голь­ное

3)  со­став­ное имен­ное

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

35.  
i

Опре­де­ли­те, какую син­так­си­че­скую роль вы­пол­ня­ют ме­сто­име­ния в пред­ло­же­ни­ях, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Нужно знать, ка­ко­вы глав­ные тре­бо­ва­ния к оформ­ле­нию ре­фе­ра­та.

Б)  Здесь лежат его пись­ма.

В)  Знаю, что скоро мне придётся за­ду­мать­ся о бу­ду­щем

Г)  Про­из­ве­де­ние, ко­то­рое дети слу­ша­ли, было не­зна­ко­мым.

1)  под­ле­жа­щее

2)  часть ска­зу­е­мо­го

3)  опре­де­ле­ние

4)  об­сто­я­тель­ство

5)  до­пол­не­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

36.  
i

Опре­де­ли­те типы ска­зу­е­мых в дан­ных пред­ло­же­ни­ях и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Кто велел тебе рвать цветы в моём саду?

Б)  Дно бочки устла­но со­ло­мой.

В)  Де­лать все вы­чис­ле­ния будут наши ин­же­не­ры.

Г)  Мак­си­мыч готов при­пи­сать ма­туш­ке Волге любые сверхъ­есте­ствен­ные силы.

1)  про­стое гла­голь­ное

2)  со­став­ное гла­голь­ное

3)  со­став­ное имен­ное

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

37.  
i

Опре­де­ли­те типы ска­зу­е­мых в дан­ных пред­ло­же­ни­ях и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  В га­зе­тах на­пе­ча­та­но не­сколь­ко моих рас­ска­зов.

Б)  Цар­ское пра­ви­тель­ство по­про­си­ло его участ­во­вать в ор­га­ни­за­ции кон­цер­тов Штра­у­са в Рос­сии.

В)  Мы го­то­вы не­за­мед­ли­тель­но вы­ехать.

Г)  Я обя­за­тель­но буду пом­нить тебя, Соня!

1)  про­стое гла­голь­ное

2)  со­став­ное гла­голь­ное

3)  со­став­ное имен­ное

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

38.  
i

Опре­де­ли­те типы ска­зу­е­мых в дан­ных пред­ло­же­ни­ях и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A)  По имени Сав­ки­ных на­зва­но и село.

Б)  Сосед не­сколь­ко раз про­сил Марью Пав­лов­ну про­дать дом ему.

B)  И будет всю ночь го­реть зелёная звез­да над су­е­той бес­сон­но­го вок­за­ла.

Г)  Всю прав­ду рас­ска­зать вам дол­жен я.

1)  про­стое гла­голь­ное

2)  со­став­ное гла­голь­ное

3)  со­став­ное имен­ное

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

39.  
i

Опре­де­ли­те типы ска­зу­е­мых в дан­ных пред­ло­же­ни­ях и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Долж­ны ли мы не­мед­лен­но уехать от­сю­да?

Б)  Му­ром­ский пред­ло­жил им осмот­реть перед обе­дом сад.

В)  Не будем мы, Саша, даже вспо­ми­нать об этом.

Г)  Все дома слеп­ле­ны из мест­ной глины.

1)  про­стое гла­голь­ное

2)  со­став­ное гла­голь­ное

3)  со­став­ное имен­ное

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Опре­де­ли­те, какую син­так­си­че­скую роль вы­пол­ня­ют ме­сто­име­ния в пред­ло­же­ни­ях, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   По­смот­ри на сто­лет­ний дуб, ко­то­рый когда-то по­са­дил поэт.

Б.   Гость веж­ли­во по­здо­ро­вал­ся с Вик­то­ром и по­кло­нил­ся его сест­ре.

В.   Когда вер­ну­лись в город, отец объ­явил, что дача те­перь моя.

Г.   Какой-то зверёк слабо и жа­лоб­но писк­нул между кам­ней.

1)  под­ле­жа­щее

2)  часть ска­зу­е­мо­го

3)  опре­де­ле­ние

4)  об­сто­я­тель­ство

5)  до­пол­не­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

41.  
i

Опре­де­ли­те, какую син­так­си­че­скую роль вы­пол­ня­ют ме­сто­име­ния в пред­ло­же­ни­ях, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   По­смот­ри на сто­лет­ний дуб, ко­то­рый когда-то по­са­дил поэт.

Б.   Гость веж­ли­во по­здо­ро­вал­ся с Вик­то­ром и по­кло­нил­ся его сест­ре.

В.   Когда вер­ну­лись в город, отец объ­явил, что дача те­перь моя.

Г.   Какой-то зверёк слабо и жа­лоб­но писк­нул между кам­ней.

1)  под­ле­жа­щее

2)  часть ска­зу­е­мо­го

3)  опре­де­ле­ние

4)  об­сто­я­тель­ство

5)  до­пол­не­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

42.  
i

Опре­де­ли­те, какую син­так­си­че­скую роль вы­пол­ня­ют ме­сто­име­ния в пред­ло­же­ни­ях, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   Верю, что ещё не вы­ду­ма­на сила, ко­то­рая бы сло­ми­ла дух за­щит­ни­ков Оте­че­ства!

Б.   Порой люди сер­дят­ся на себя за из­лиш­нюю до­вер­чи­вость.

В.   Юра быст­ро стал своим в шум­ной под­рост­ко­вой ком­па­нии.

Г.   Даром ни­чьих услуг при­ни­мать не желаю.

1)  под­ле­жа­щее

2)  часть ска­зу­е­мо­го

3)  опре­де­ле­ние

4)  об­сто­я­тель­ство

5)  до­пол­не­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

43.  
i

Опре­де­ли­те, какую син­так­си­че­скую роль вы­пол­ня­ют ме­сто­име­ния в пред­ло­же­ни­ях, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   Иду к ко­лод­цу, ко­то­рый стоит на от­кры­том месте.

Б.   Что обыч­но де­ла­ешь, когда при­хо­дишь из школы?

В.   Счи­тай­те, что щенок уже ваш.

Г.   В нашей бри­га­де было две­на­дцать че­ло­век.

1)  под­ле­жа­щее

2)  часть ска­зу­е­мо­го

3)  опре­де­ле­ние

4)  об­сто­я­тель­ство

5)  до­пол­не­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

44.  
i

Опре­де­ли­те, какую син­так­си­че­скую роль вы­пол­ня­ют вы­де­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A.  Что вам вкус­нень­кое пред­ло­жить на зав­трак?

Б.  Утром мы с Ни­ко­ла­ем Ан­то­но­ви­чем едем на даль­нее озеро смот­реть боб­ро­вую пло­ти­ну.

B.  Ах, злые языки страш­нее пи­сто­ле­та. Г.  Отец Рай­ско­го велел вы­ко­пать в саду глу­бо­кий ров.

1.  Под­ле­жа­щее.

2.  Ска­зу­е­мое.

3.  До­пол­не­ние.

4.  Опре­де­ле­ние.

5.  Об­сто­я­тель­ство.

45.  
i

Опре­де­ли­те, какую син­так­си­че­скую роль вы­пол­ня­ют вы­де­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A.  При­каз вы­сту­пать на­зав­тра об­ра­до­вал всех моих спут­ни­ков. Б.  Вода в род­ни­ке не толь­ко хо­лод­на, но и хру­сталь­но чиста.

B.  Надо ис­крен­не лю­бить и бе­реж­но хра­нить те об­раз­цы рус­ско­го языка, ко­то­рые до­ста­лись нам в на­след­ство от пер­во­класс­ных ма­сте­ров. Г.  К на­ча­лу но­во­го учеб­но­го года столы мыли с осо­бой тща­тель­но­стью: хо­те­лось по­ра­до­вать уче­ни­ков чи­сто­той.

1.  Под­ле­жа­щее.

2.  Ска­зу­е­мое.

3.  До­пол­не­ние.

4.  Опре­де­ле­ние.

5.  Об­сто­я­тель­ство.

46.  
i

Опре­де­ли­те, какую син­так­си­че­скую роль вы­пол­ня­ют вы­де­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  Ожи­дать — это тоже пред­чув­ствие сча­стья. Б.  Век живи, век учись.

B.  Избы в селе Пле­ще­ев­ка очень ак­ку­рат­ные.

Г.  По жуж­жа­нию ко­ма­ра можно было сле­дить за его полётом.

1.  Под­ле­жа­щее.

2.  Ска­зу­е­мое.

3.  До­пол­не­ние.

4.  Опре­де­ле­ние.

5.  Об­сто­я­тель­ство.